Миколе Лемыку было восемнадцать лет, когда Организация Украинских Националистов в Западной Украине принимает решение заставить обратить внимание мировой общественности на Голодомор в Украине. На совещании ОУН решили совершить покушение на чиновника из Москвы - советского консула во Львове. Откликнулись осуществить приговор с десяток молодых членов ОУН. Но речь шла не просто об отважном боевике. Это должен быть интеллигентный человек, с крепкими нервами, который легко входит в доверие, ибо задача ставилась не только выполнить приговор, но и защитить себя от охранников в консульстве, и сдаться в руки польской полиции. А главное - достойно держаться во время судебного процесса, который должен освещаться мировыми средствами массовой информации.
Они проговорили несколько часов - о политической ситуации, связанной с Голодомором в Украине. Бандера проинструктировал молодого, как вести себя на суде, как следует подробно излагать мотивы своего поступка. Что важно - нужно позволить полиции арестовать себя, однако нужно не допустить, чтобы охрана консульства, которая состояла из энкаведистов, применила оружие против него, чтобы потом не представили это как обычный очередной террористический акт. К тому времени Микола уже занимается револьверной стрельбой в лесу возле Львова. За несколько дней до покушения пришил себе внутренний карман, куда положил револьвер марки «Оргис» и натренировался быстро вынимать его из кармана. По разработанному плану, Микола Лемык под чужой фамилией Дубенко должен был оформлять в консульстве документы для въезда на территорию Советской Украины якобы по приглашению сестры.
Утром 21 октября 1933, Микола вышел из гостиницы, зашел в церковь, помолился, и ровно в 11.30 остановился у советского консульства. Далее он действовал по тщательно разработанному плану. Звонок в дверь. Короткий разговор с дежурным. На вопрос: «Зачем вам нужен консул?», Ответил: «По делу выезда в Советскую Украину». В книге посетителей тоже вписывается под именем «Дубенко». Вот в приемной появляется секретарь Джугай: «Кто к товарищу консулу, пожалуйста». Лемык решительно направляется к двери кабинета. Зайдя внутрь, Микола ловит себя на мысли, что консул не похож на нарисованный портрет художником Сеньковым, и времени на раздумья нет. Прием вместо консула тогда проводил работник ГПУ Алексей Майлов, профессиональный чекист. - Я хотел бы говорить с господином консулом. - Пожалуйста, говорите, я - консул. - Есть желание уехать в Украину, в Киев, на обучение. - У вас там есть родственники? - Да, есть сестра. - Есть ли у вас письма от нее? Пожалуйста покажите.
Выслушав о цели визита, Майлов потребовал предъявления документов. Именно этот момент, по плану операции, был удобным для покушения. Вместо писем Лемык вытащил из кармана заряженный «Оргис» и со словами «Это тебе от Организации Украинских Националистов - за муки и смерть наших братьев и сестер, за голод в Украине, за все издевательства ...» одним выстрелом в голову убивает Алексея Майлова. Только потом окажется что это работник ГПУ, который приехал во Львов из Москвы по личному распоряжению Сталина и по своей значимости был значительно большей политической фигурой. В консульстве начался переполох, особенно тогда, когда вооруженный юноша вышел из кабинета в приемную. Окриком «Всем на пол!» Взял на мушку двух подозрительных парней. Джугай попытался выскользнуть из помещения, но пуля, попавшая в него, заставила его отказаться от этого намерения. Остальные служащие консульства и посетители с перепугу подняли вверх руки, однако Микола прошел мимо них в коридор, ожидая прибытия караула. Когда появились стражи порядка, Микола Лемык отбросил в сторону пистолет и сдался полиции ...
Суд начался очень быстро, уже 30 октября 1933. Заинтересованность была чрезвычайно велика. На суде было более 30 журналистов. Защищали Лемыка известные львовские адвокаты д-р Степан Шухевич (родной дядя Романа Шухевича) и Владимир Старосельский. Во время перерыва Роман Шухевич подошел к Николаю и тихо сказал: «Вы убили другого человека - Майлова, он в сто раз хуже, чем Голубов. Это был специальный представитель Сталина, который контролировал советские дипломатические и консульские представительства в Польше. Вы сделали приятный сюрприз товарищу Сталину ... »
Во время судебного процесса у дома львовского суда состоялась крупная демонстрация украинской молодежи в знак солидарности с покушением как проявлением протеста против большевистского террора над украинским народом. Впоследствии демонстранты перешли к дому воеводства, и там против них выступила польская полиция. Все эти события вызвали живой интерес за пределами Польши. Политический смысл покушения, судебного процесса и демонстрации лучше, чем все громкие выступления, продемонстрировали каждому зарубежном наблюдателю, что украинцы на западных землях солидарны с братьями на восточных землях Украины. Итак, поступок юного Миколы Лемыка не только привел к широкой огласке среди мировой общественности Голодомора 1932-1933 годов, но и вызвал пробуждение национального сознания прежде всего молодёжи Западной Украины.
На резонансном судебном процессе, к которому было приковано внимание украинской (Западной Украины разумеется), польской и зарубежной прессы, Микола Лемык заявил, что он по поручению ОУН пришел в консульство убить представителя советской власти, которая силой захватила украинское государство, уничтожает украинскую культуру, терроризирует и морит голодом украинскую нацию, в знак протеста против искусственного Голодомора в Восточной Украине.
Но польские власти, не желая обострять отношения с Советским Союзом, запретили проведение массовых мероприятий, и приговорили юношу к смертной казни. Однако, учитывая несовершеннолетие подсудимого, заменили смертную казнь на пожизненное заключение. Николая везут под Варшаву, в политическую тюрьму «Святой Крест». Там многолетний член ОУН, заключенный польских, немецких и советских тюрем, дважды приговоренный к смерти Петр Сильный течение определенного времени общался с Миколой Лемыком и впоследствии вспоминал, что парень оказался очень приятным, жизнерадостным человеком. На вопрос: «Когда же, Микола, выйдешь на волю?» - тот с улыбкой отвечал: «В воскресенье, правда, еще не известно, в какое воскресенье, но это всё же будет в воскресенье!»
Полгода Микола Лемык, единственный узник тюрьмы, содержался в наручниках. Но не было бы счастья, да несчастье помогло - научился их снимать, и это потом спасло ему жизнь. И действительно, он вышел на свободу именно в воскресенье, 1939 года. Когда в начале Второй мировой войны узников перегоняли в другую тюрьму, ему по дороге удалось снять наручники и убежать. Правда, при этом Микола был ранен. Добравшись до украинского села, он лечится в украинской семье, потом некоторое время преподает в этом же селе.
После провозглашения во Львове 30 июня 1941 года соратниками Степана Бандеры Акта о создании Украинского государства, продвигать идеи независимости на восток отправились три походные оуновские группы - Северная, Средняя и Южная. Среднюю возглавил Микола Лемык.
Подробнее здесь: http://lib.oun-upa.org.ua/narys_oun/r_504.html
*Атентат (от нем. Attentat - покушение на убийство)
Journal information